- Психический материал процесса обучения
-
I. Знания. Психическим материалом знаний являются психические образы (отражения) предметов и явлений материи. Существует двенадцать видов образов. Это двенадцать анализаторов, которые вводят информацию в мозг человека: 1) зрительные, 2) слуховые, 3) обонятельные, 4) вкусовые, 5) тактильные, 6) температурные, 7) болевые, 8) кинестетические, 9) равновесий, 10) вибрационные, 11) органические, 12) сексуальные.
Существуют еще знания, которые не получаются извне, а формируются внутри психики — это знания об эмоциях. Знания о своих эмоциях — это ощущения своих состояний в данный момент, представление прошлых состояний. Эмоции не могут восприниматься другим человеком. Воспринимаются носители информации об эмоциях. Если в человеке не заложены задатки каких-либо эмоций, то он не может их понимать. Понимать можно только то, что воспринимается либо возникает изнутри и сопоставляется с воспринимаемой информацией.
Эмоции врожденны и в процессе жизни запускаются при наличии соответствующих раздражителей. Если нет врожденных задатков, то развитие либо не возможно, либо потребует больших затрат. В связи с этим возникает проблема: можно ли формировать знания об эмоциях и развивать их в процессе обучения? Школа в настоящее время концентрируется на формировании зрительных, слуховых и, реже, тактильных образов и значительно меньше или почти не занимается формированием эмоциональной сферы человека. Существующий в школе эстетический цикл, в задачи которого входит развитие эстетических эмоций, не решает проблемы формирования эмоциональной сферы в целом. Необходимо ввести курсы, в которых культивировали бы позитивные человеческие эмоции. Технология таких курсов разработана, имеются подготовленные специалисты, однако их явно недостаточно.
Таким образом, знания — это сформированные в психике учащихся образы. Остается открытым вопрос, понимать ли под знаниями только то, что может воспроизводиться, либо и ту информацию, которая хранится в блоках памяти, но не может воспроизводиться в данный момент, то есть хранится в подсознании.
Формированию знаний в нашей школе придается решающее значение. Однако в настоящее время требуется уточнение значимости знаний наряду с умениями, навыками и свойствами личности. Ученые высказывают мнение, что обучение, концентрирующее внимание на запоминании фактов, невольно тормозит развитие творческих способностей и даже приводит к потере талантов.
Для решения данной проблемы необходимо найти знаниям свое место в системе обучения. Если за знаниями мы видим далеко стоящие цели и знания нам помогают их достичь, то такое обучение способствует формированию развивающейся личности. Знания — это власть.
Формирование знаний необходимо осуществлять на разных уровнях.
1. Уровень знакомства. На этом уровне учащийся способен узнавать предметы, процессы, свойства. Он может провести опознание, различение, соотнесение. Эти понятия включают в себя следующие моменты:
Опознание: учащийся может установить, является ли предмет именно тем, о котором упоминается в вопросе. Например, учащемуся предъявили чертеж треугольника и спросили: «Это прямоугольник?».
Различение: из некоторых предъявленных или описанных предметов (свойств, процессов) учащийся может выделить тот, о котором спрашивают. Например, предъявляются квадрат, прямоугольник и трапеция. Необходимо указать прямоугольник.
Соотнесение: учащийся соотносит предъявленные предметы, процессы, свойства.
Обычно тесты с закрытыми вопросами (когда приводятся ответы и ученику необходимо выбрать один из имеющихся) измеряют знания на уровне знакомства или узнавания. В учебном материале имеются знания, которые необходимо помнить на этом уровне. Если будет проделана работа по ревизии знаний и определению уровней их усвоения, то это освободит учащихся от рутинной, ненужной работы.
2. Уровень воспроизведения. На первом уровне учащийся узнает информацию при предъявлении, На втором уровне он воспроизводит информацию о объекте изучения, его свойствах, особенностях, характеристиках. Если на первом уровне знаний предъявляется сам объект или явление (или их копии), то на втором уровне испытуемый должен извлечь из множества образов тот, который требуется.
На этом уровне знания проверяются творческими тестами. В них приводятся только вопросы, а учащиеся должны сами придумать ответы и написать их в тесте.
3. Знание-умение (по образцу). На этом уровне учащийся может применять знания. Однако это применение ограничено. Учащийся может применить усвоенный образец. В новой ситуации, где нужно осуществлять самостоятельный поиск, на этом уровне учащийся с заданием справиться не может.
Знания проверяются путем контрольных работ, в которых учащимся необходимо выполнить какие-то операции (решение задач, изготовление предмета, выполнение какого-то действия на физкультуре и т. п.). В строгом смысле, это уже уровень умений. На данном уровне понятие «знание» пересекается с понятием «умение».
4. Знание-трансформация. Учащийся овладевает знаниями и методами мышления в данной области, что помогает ему ориентироваться и принимать решение в творческих ситуациях. Происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее.
При составлении программ желательно определить ценность знаний. Исходя из этого, часть знаний можно формировать на первом уровне, часть на втором и т. д.
Иногда педагог стремится к максимально глубокому усвоению всех знаний по изучаемому предмету. Это не всегда оправданно и ведет к перегрузке учащихся, к психическим срывам, к снижению мотивации обучения. Кроме уровней усвоения при формировании знаний желательно помнить и об уровнях их системности. Ю. А. Самарин выделяет четыре таких уровня системности знаний:
1. Локальный характер связей. Определенные понятия и термины. Отсутствие связей между ними (Например, прибавочную стоимость и прибыль учащиеся не могут связать между собой). Локальный характер связей может наблюдаться даже на уровне одного параграфа. Еще чаще это наблюдается на уровне связи параграфов и всей учебной программы в целом.
2. Частично-системные связи. Наблюдается система связей по какой-либо теме, вопросу. Нет связи с другими вопросами.
3. Внутрисистемные связи. Есть система связей знаний по предмету. Усвоены его основные идеи, понятия и закон мерности.
4. Межпредметные связи. Знания о предмете формируются несколькими дисциплинами. Бинарные или синтетические уроки позволяют формировать связи на четвертом уровне.
Для изучения разных предметов в школе характерен локальный характер связей. Учащиеся нередко не могут связать понятия одного и того же предмета. Психологи высказывают предостерегающие мнения о знаниях, получаемых учащимися в школе. Они оторваны от действительности, имеют формальный характер, часто устаревают к тому времени, когда молодым людям нужно применять их в жизни. Учитывая такое положение дел, желательно акцент сместить на умения учиться, интеллектуальные и коммуникативные умения, на свойства личности учащихся.
Формирование предметных знаний как цель остается. Однако для эффективного формирования знаний важно по каждой теме определить уровень усвоения, связать знания с настоящей и будущей жизнью учащихся. Например, биология должна помочь учащимся быть физически и психически здоровыми. Одна из важных задач литературы — способствовать становлению жизненной позиции учащихся (умения выжить в этом мире), развитию свойств личности. Знания по литературе не могут быть целью только на уровне запоминания и понимания. Жизненно важные, созидающие суждения, убеждения должны достигать более глубинных психологических эффектов — принятия. Исходя из этого знания, направленные на формирование ценностных ориентации, свойств личности учащихся, должны не только правильно пониматься, запоминаться, но и приниматься на достаточно глубоком уровне.
Эмоция как знание — это отражение определенного состояния человека. Любовь как материал — определенное состояние организма. Злость как материал — определенное состояние организма. Эти понятия трудно описать словами. Понимание эмоции есть тогда, когда люди могут представить себе такое состояние организма, которое относится к понятию «любовь».
Эмоции как психический материал можно отнести и к понятию «знания». Одни люди имеют конкретные знания, что такое любовь, злость и т. п. Другие могут не иметь таких знаний. Знания — это то, что человек может воспроизвести не только как отражение познавательных процессов, но и как свои состояния, выражающиеся в понятии «эмоции». Обучать эмоциям можно, поэтому эта категория здесь и рассматривается.
II. Умения — это психические или психофизические действия, направленные на объект или явление и придающие им новые свойства в соответствии с поставленной целью.
Психические умения — это действия, направленные на психический объект или явление, которые придают новые свойства образу или явлению в соответствии с поставленной целью.
Физические умения — это физические действия, направленные на физический объект или явление и придающие новые свойства предмету или явлению в соответствии с поставленной целью. Физические умения не могут быть без сформированных психических действий. Однако степень осознанности этих психических действий может быть разной. Психическим материалом умений являются психические операции.
III. Навык — автоматизированное умение. Степень автоматизированности может быть разной. П. Я. Гальперин установил закономерности формирования умственных действий, которые можно использовать при конструировании учебного процесса. Степень преобразования предметного действия в мысль имеет несколько параметров.
Первый из этих параметров обозначает уровень, на котором фактически выполняется действие. Таких уровней пять:
1) уровень прослеживания чужого действия в поле восприятия: ученик наблюдает, как учитель выполняет операции с объектом или процессом;
2) уровень материального действия, выполняемого с материальными объектами: учащийся манипулирует с предметом, пытаясь достичь поставленной цели;
3) уровень действия в громкой речи без предметов;
4) уровень действия во «внешней речи про себя»;
5) уровень действия во «внутренней речи».
Второй параметр — полнота операции (развертывание и сокращение действия).
Третий параметр — обобщение действия по материалу, типам и закономерностям (что психологически означает очищение действия от «шумов» конкретного многообразия и построение иерархии его связей).
Четвертый параметр действия — его освоение (в любой форме и разновидности, которые получаются из сочетания разных показателей предыдущих параметров).
Можно выделить следующие группы умений: 1. Предметные. 2. Общеучебные. 3. Интеллектуальные. 4. Коммуникативные. 5. Умения приспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям и т. д.
Группы умений могут быть тесно взаимосвязаны, могут также и целиком совпадать. Так, в начальной школе предметные умения по русскому языку совпадают с коммуникативными и общеучебными умениями.
Однако в старших классах такое совпадение умений встречается редко. В результате у учащихся полно формируются общеучебные, интеллектуальные, коммуникативные умения и почти не формируются целенаправленно умения приспосабливаться к изменяющимся жизненным условиям. Остановимся несколько подробнее на каждой группе умений.
Учебная и внеучебная деятельность ученика состоит из отдельных действий. Эти действия весьма разнообразны и образуют сложную иерархическую структуру. Среди них есть и простейшие, которые приходится выполнять многократно. Каждое из этих действий входит как составной элемент в более сложные действия и поэтому необходимо, чтобы ученик мог выполнять их быстро и безошибочно, при этом не задумываясь, т. е. автоматически. Такое автоматическое выполнение простейших основных действий называется навыком.
Навык возникает как сознательное действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. Действие становится навыком, когда означает, что индивид в результате упражнений приобрел возможность осуществлять данную операцию неосознанно.
Формирование навыков — процесс сложный и длительный. В зависимости от того, как организован процесс формирования умственных действий, зависит скорость и легкость формирования навыка.
Для обеспечения высокой эффективности обучения навыкам необходимо выполнять следующие требования по организации процесса формирования умственных действий:
1. Полнота ориентировочной основы умственных действий. Формирование любого навыка начинается с такой системы указаний и ориентиров, пользуясь которой учащийся может самостоятельно выполнить данное действие. Эта система указаний и ориентиров называется ориентировочной основой формируемого действия.
Ориентировочная основа может быть дана учащимся в в виде словесного объяснения с одновременным показом процесса выполнения действия и в виде образа действия (учитель просто показывает, как надо выполнять это действие).
2. Развернутость действия при его первоначальном показе и освоении.
3. Поэлементное освоение сложного действия.
4. Осознанность и полноценность навыка. Учащиеся должны иметь знания, на основе которых выполняется данный навык, они должны знать, почему данное действие выполняется именно так и можно ли его выполнить иначе, в каких случаях его можно применять.
5. Растянутость процесса формирования навыка. Формирование прочного навыка является длительным процессом, при этом, как показали эксперименты, его нельзя проводить уплотненно, необходима «растяжка» во времени для выполнения частых и многократных упражнений.
6. Поэтапная отработка каждого навыка. Для того чтобы сформировать полноценное умственное действие, чтобы учащийся приобрел прочный навык в этом действии, необходимо, чтобы процесс формирования содержал ряд обязательных этапов:
- этап ознакомления учащихся с ориентировочной основой формируемого действия;
- этап формирования действия в материальном виде;
- этап формирования действия при проговаривании отдельных действий про себя;
- заключительный этап — это формирование действия как внутренне умственного. На этом этапе очень быстро действие приобретает автоматическое течение, становится недоступным наблюдению.
Такое развернутое поэтапное формирование умственных действий особенно необходимо соблюдать в тех случаях, когда требуются прочные навыки в выполнении действия.
Отношение тоже может рассматриваться как материал обучения. Его можно измерять по следующим параметрам: объем (запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания); понимание — адекватность представления именно тех образов, которые заложил коммуникатор; правильность — насколько учащийся правильно их воспроизводит.
Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО. А. К. Колеченко. 2002.